Какие факторы определяют современность города? Этот вопрос стал предметом обсуждения экспертов в ходе дискуссии «Модный город, или где и почему модно?», организованной Французским институтом, издательством «Новое литературное обозрение» и журналом «Теория моды. Тело, одежда, культура».
Отталкиваясь от книги Работа мечты. За кулисами индустрии моды» – книга Джулии Менситьери (издательство НЛО, 2024 год) , обсуждение было сосредоточено на актуальных направлениях в географии, городских маршрутах и явлении модных бутиков, в частности, рассматривалась история знаменитого парижского магазина Colette).
В беседе приняли участие:
– Ольга Вайнштейн, историк моды и ведущий научный сотрудник Института истории и культуры ИВГИ РГГУ
– Антон Гулевский, директор по связям с общественностью концепт-стора KM20, создатель телеграм-канала That’s Haute и один из ведущих подкаста «Пино, Арно и домино»,
– Варя Баркалова, редактор отдела моды и культуры журнала «Правила жизни».
Встречу модерировала Людмила Алябьева, занимающая должность шеф-редактора журнала «Теория моды», академический директор аспирантуры по искусству и дизайну, работающей при НИУ ВШЭ.
В ходе записи были отобраны наиболее значимые моменты, и, совместно с участниками, мы пришли к заключению о том, что Москва является современным и стильным городом.
Новое качество городской жизни
Концепция «Мировые города моды» (Fashion World Cities) возникла в первой половине 20-го века и первоначально охватывала так называемый «квартет»: Париж, Милан, Лондон и Нью-Йорк. В настоящее время число городов, претендующих на этот статус, значительно возросло.
Людмила Алябьева, модератор дискуссии, начала с того, что обозначила критерии, используемые для оценки «модности» города.
-
Наличие модных ремесел
-
Современные тенденции отражаются в выборе районов и улиц, которые становятся популярными.
-
Организация модных мероприятий, таких как Неделя моды.
В XIX веке начали формироваться центры моды. Расцвет культуры модерна стал причиной появления нового уровня городской жизни, обусловленного развитием потребительского общества. В Париже открывались первые бутики.
«По словам теоретика искусства и философа Вальтера Беньямина, ключевым фактором, определяющим взаимодействие городской среды и моды, является возникновение пассажей. В них люди стали не просто совершать покупки, но и демонстрировать себя, а также наблюдать за окружающими. Известно, что поэт Шарль Бодлер часто посещал пассажи, чтобы описывать парижские типажи Ольга Вайнштейн.
К концу 19-го столетия всё более заметным становился ускоренный темп жизни в городах, требующий от человека успевать вместить большое количество событий в течение дня, и для каждого из них необходима новая одежда. Покупки стали неотъемлемой частью прогулок, что позволяло женщинам выходить из дома без сопровождения гувернантки.
«По мнению Ольги Вайнштейн, возникновение универмагов и пассажей оказало значительное влияние на борьбу за права женщин. Встречи сторонниц избирательного права регулярно проводились в лондонских универмагах Selfridges на Оксфорд-стрит и Liberty на Грэйт-Марлборо-стрит.
Торговые точки стремились обеспечить безопасные условия. В универмагах впервые стали проводить распродажи, что было совершенно новым явлением. Также были введены фиксированные цены, а торговля по каталогам с бесплатной доставкой начала функционировать (в ЦУМе). Магазины стали площадкой для представления новых товаров, включая технические.
Мода обрастает смыслами
«Город и мода тесно переплетены, поскольку мода – это форма общения. Она предоставляет возможность создавать любой образ и транслировать окружающим свою идентичность посредством одежды. Об этом утверждает Элизабет Уилсон, профессор Лондонского колледжа моды, в своей книге «Облаченные в мечты: мода и современность», в главе, посвященной городам, являющимся центрами моды Варя Баркалова. – В условиях города мода вступает во взаимодействие с другими визуальными элементами, и в процессе этого обмена приобретает новые смыслы, в то время как за пределами городской среды она служит преимущественно практическим целям».
Формирование характерных для жителей определенных городов манер одеваться – не случайность, поэтому мы говорим об «одежде в стиле француженки» или «петербургском стиле». Субкультуры возникают в городах как стремление выделиться из общей массы, но при этом продемонстрировать свою принадлежность к определенному социальному классу или группе. Этот парадокс моды, сочетающий в себе желание быть уникальным и соответствовать общественным нормам, впервые был отмечен немецким философом Георгом Зиммелем в конце XIX века, который подчеркнул, что наиболее ярко он проявляется именно в городских условиях.
Исторически принято быть модным
У каждого стильного города есть своя уникальная модная карта, включающая в себя определенные районы и улицы. В Москве торговля на улицах традиционно концентрировалась вблизи Кремля. Расположение ГУМа также не является случайным. Кузнецкий мост как улица, известная своим модным статусом, сформировался исторически. Во время входа Наполеона в Москву Кузнецкий мост избежал разрушения, поскольку на нем располагались лавки французских модельеров. В послереволюционный период там продолжали работать модные магазины, предлагавшие ткани, в 1930-е годы функционировал всемирно известный «Торгсин», упомянутый в романе «Мастер и Маргарита», а также Всесоюзный Дом моделей одежды.
В период 2000-х годов Третьяковский проезд превратился в район, символизирующий высокий уровень достатка.
Помимо торговых точек, необходимо принимать во внимание и другие формы торговли, в частности, уличные рынки. В Москве одним из первых подобных рынков стал Сухаревский, а в советский период появились «Черкизон», «Садовод» и «Горбушка».
На заре своего развития в 90-е годы шоурумы представляли собой своего рода продолжение нелегальной торговли – теперь это была уже законный способ продажи модной одежды, импортируемой из других стран.
«По словам Вари Баркаловой, современные аутлеты премиум-класса, например, Барвиха Luxury Village, в своей организации и оформлении подражают модным улицам, используя элементы городской среды для создания ощущения прогулки. Даже на рынке «Садовод» существует Fashion Street, имитирующая улицу с бутиками, где представлены копии товаров люксовых брендов.
В трендах – авангард!
начало двадцать первого века ознаменовалось широким распространением концепт-сторов. Изменение форматов обусловлено потребностями покупателей. Клиентам требуются новые решения, что связано и с трансформациями в индустрии. Первые концепт-сторы возникли в девяностые годы, благодаря успеху авангардных дизайнеров, которых необходимо было иначе представить аудитории и объяснить, почему их изделия не соответствуют традиционным представлениям о роскоши.
«Концепт-сторы характеризуются тем, что модные коллекции демонстрируются в культурной среде, и наряду с одеждой там можно найти предметы интерьера, книги и журналы, – пояснил Антон Гулевский. – Данный формат более сдержанный и позволяет воплотить индивидуальный взгляд на моду. Ключевым фактором здесь является тщательный отбор ассортимента. За каждым концепт-стором стоит личность, обладающая своей неповторимой эстетикой и стилем».
Среди наиболее заметных заведений стоит отметить Conran Shop в Лондоне и, безусловно, французский Colette. В 2020 году режиссер Хью Лоусон-Боди представил документальную картину «Colette, любовь моя», посвященную многолетней успешной деятельности и неожиданному закрытию знакового концепт-стора ( этот фильм был показан в рамках дискуссии на большом экране Медиатеки Французского института) .
Colette открылся в 1997 году и получил свое название в честь основательницы Колетт Руссо. Позже она привлекла свою дочь Сару Андельман в качестве креативного директора, и семейный дуэт сформировал уникальный авторский стиль, ориентированный на авангард. Покупатели могли быть уверены, что приобретенный в Colette товар обладает неповторимым характером.
Они постоянно предвосхищали тенденции, и решение о закрытии магазина в период наибольшей популярности оказалось удачным, поскольку в это время активно развивалась онлайн-коммерция.
Сохранить свою модность
Связь репутации города как центра моды обусловлена историей государства. Так, Москва пользовалась популярностью как модный центр в период перестройки и в 1990-е годы, когда появлялись магазины известных марок и приезжали известные личности.
«По словам Антона Гулевского, изменения в восприятии города происходят повсеместно: в 50-60-е годы Лондон являлся центром модной индустрии. В начале 1990-х британское производство легкой промышленности переживало кризис, что привело к отъезду дизайнеров в Париж для демонстрации своих коллекций. Ситуация изменилась благодаря появлению программ поддержки и мероприятий, ориентированных на молодых дизайнеров, после чего широкую известность получили такие дизайнеры, как Александр Маккуин, Джон Гальяно и Хуссейн Чалаян .
Наличие собственной Недели моды оказывает благоприятное воздействие на имидж города. В настоящее время Копенгаген, во многом благодаря проведению Недели моды, заслуженно считается новой модной столицей.
Формирование модных городов – это адаптивный и постоянно меняющийся процесс. Гораздо сложнее удержать звание модной столицы, чем заслужить его, и поддержание этого статуса также требует значительных усилий, однако модность предоставляет городу немало преимуществ.