DailyPoster

Женский журнал

Как воспитать в ребенке любовь к порядку

Многие семьи испытывают трудности с формированием у детей привычки к порядку. Возможно ли научить ребенка содержать вещи в надлежащем состоянии без постоянных уговоров?

Многие семьи испытывают трудности с формированием у детей навыков поддержания порядка. Ребенок может убираться, когда его об этом просят, но стоит родителям отвлечься, как грязная посуда остается на столе, а игрушки и вещи оказываются разбросанными повсюду. Действительно, стоит ли теперь постоянно контролировать ребенка и делать ему замечания? Или все-таки есть способ научить его поддерживать порядок самостоятельно, без напоминаний?

В каком возрасте начинать?

По мнению большинства взрослых, приучать ребенка к порядку стоит не раньше двух-трех лет. Однако Масару Ибука, автор популярной книги «После трех уже поздно», убедительно показывает, что маленький ребенок не так неразумен, как может показаться. Например, у детей, с рождения окруженных разговорами родителей, речь развивается богаче, чем у тех, к кому родители обращаются реже. Хотя может возникнуть впечатление, что ребенок еще ничего не понимает, его разум активно усваивает большой объем информации и хорошо запоминает окружающую среду.

Привыкание к порядку вещей помогает ребенку впоследствии поддерживать организованность.

Уже на этапе подготовки к рождению ребенка стоит задуматься о том, как привить ему любовь к порядку, особенно при обустройстве его комнаты. Для детской комнаты оптимальным выбором будут низкие шкафчики с большим количеством полок. Если у каждой вещи предусмотрено свое место, ребенок с раннего возраста привыкает к этому и впоследствии старается поддерживать организованность.

Среди причин, по которым специалисты рекомендуют поддерживать порядок в детской комнате, даже если малышу всего несколько недель, важное место занимает тот факт, что на начальном этапе развития у него отсутствует ощущение времени, и окружающие предметы служат для него ориентирами. Следовательно, поддержание порядка помогает укрепить психику.

Читать также:  Как правильно писать "получше" – слитно или раздельно?

Особая чувствительность

В возрасте от полутора до четырех лет дети проявляют желание поддерживать порядок и выполнять действия в установленной последовательности. Известный итальянский педагог Мария Монтессори определяет это как сенситивный период восприятия порядка. В этом возрасте ребенок может даже заплакать, если нарушен привычный распорядок. К примеру, мама заняла другое место за обеденным столом, или ему предложили не ту ложку, которой он привык пользоваться. То же самое касается окружающих предметов. Малыш пока не очень хорошо ориентируется в незнакомом мире, и изменение того, что он считает знакомым и хорошо изученным, может вызвать у него расстройство, хотя родители могут полагать, что он просто капризничает.

Создайте условия для порядка

Когда игрушки и предметы, необходимые ребенку, хранятся таким образом, что поиск нужной вещицы отнимает много времени, неудивительно, что в его комнате царит беспорядок. Зачастую гораздо проще обнаружить то, что лежит на полу, чем искать в ящиках и коробках. Дети не всегда понимают, почему им необходимо следовать установленным родителями правилам, если это не приносит им никакой личной выгоды.

Ведите диалог с ребенком

Поговорите с ребенком и выясните, какие условия помогут ему аккуратно убирать вещи. Возможно, его одежда в шкафу находится на полке, до которой трудно дотянуться, из-за чего вещи складываются неряшливо. Или, может быть, ему потребуется несколько ящиков или дополнительный стеллаж, чтобы удобно организовать свои игрушки. Обсуждение этих вопросов поможет вам найти общий язык с ребенком и договориться о выполнении обязанностей, которые вы на него возлагаете.

Не настаивайте на том, чтобы ребенок складывал вещи именно так, как это делаете вы.

Предоставьте ребенку право выбора

Не настаивайте на том, чтобы ребенок складывал вещи определенным способом. Пусть даже если ваш ребенок пока что занимается только игрушками, это его личное пространство. Ему должно быть комфортно доставать и убирать свои вещи обратно.

Читать также:  Аллергия у ребенка: как справиться с проблемой

Будьте терпеливы

Если вам представляется, что он небрежно расставляет вещи, не стоит сразу же его поправлять. Привыкание к порядку требует пребывания в упорядоченной обстановке. После того, как ребенок изменит свои привычки, ему потребуется время, чтобы адаптироваться и начать воспринимать ситуацию иначе.

Не обязательно указывать ребенку на его ошибки. Гораздо продуктивнее привлечь его внимание к тому, как вы сами раскладываете вещи. Попробуйте рассказать ему, как вам нравится видеть ровно сложенные стопочки белья, как эстетично смотрятся аккуратно расставленные на полках сувениры и другие подобные вещи. В целом, обращайте внимание ребенка на положительные аспекты.

Адаптируйте пространство под ребенка

Некоторые родители откладывают обучение ребенка домашним обязанностям, полагая, что он еще слишком мал и выполнение работы может оказаться для него слишком сложным физически.

Именно в возрасте от двух до четырех лет дети проявляют живой интерес ко всему, что делает их мать. Ежедневные домашние дела они воспринимают как игру и получают от этого удовольствие, тогда как ребенок, не привыкший к хозяйству в более позднем возрасте, может считать такие же занятия тяжелым бременем.

Поэтому важно использовать природные склонности ребенка, пока это возможно адаптировать пространство под ребенка совсем несложно.

Предоставление ребенку небольшой емкости, такой как тазик или кастрюля, для мытья посуды или стирки может вызвать у него неподдельный интерес. Важно не ограничиваться разовыми действиями, а превратить это в регулярный ритуал. Например, когда мама моет посуду, ребенок может что-то ополаскивать в тазике, а во время мытья пола малышу можно дать маленький веник или щетку.

Способности детей часто недооцениваются

Зачастую родителям препятствуют неверные представления, когда они пытаются привить ребенку организованность и независимость.

Читать также:  Психолог о преимуществах и недостатках раннего развития ребёнка

Зачастую взрослым не удается своевременно заметить, какие трансформации происходят в сознании ребенка, который активно развивается.

В семьях, где дети посещают Монтессори-клубы, и где их, среди прочего, обучают самостоятельно одеваться и раздеваться, убирать игрушки, мыть посуду и выполнять другие подобные действия, родители нередко с удивлением отмечают полученные результаты. Они, безусловно, осведомлены о программах обучения, но часто предполагают, что позитивные изменения проявятся позже, поскольку считают, что ребенок пока не готов к решению таких задач.

Иногда приобретенные умения демонстрируются неожиданным образом, поскольку родители по-прежнему придерживаются привычных обрядов, не предоставляя ребенку шанса показать свои способности. Это связано с тем, что взрослые не всегда способны своевременно заметить, какие преобразования происходят в сознании растущего ребенка.

Предотвратить такую возможность поможет регулярный пересмотр привычек и готовность предоставлять ребенку большую самостоятельность, чем раньше.