Прошу вас, не стремитесь к воспитанию гениев. Ваши усилия не принесут ожидаемых результатов. Попытки подтолкнуть обычного, способного, но не выдающегося ребенка к вершинам гениальности – это путь, ведущий к негативным последствиям. Он ярко и точно показан в рассказе Георгия Семенова «Звезда английской школы».
Пожалуйста, не стремитесь к воспитанию гениев, поскольку ваши усилия не принесут желаемого результата. Попытки возвести обычного, умного и способного, но не выдающегося ребенка на вершину гениальности – это ошибочный и опасный путь. Этот путь очень точно и реалистично показан в рассказе Георгия Семенова «Звезда английской школы». В нем изображена хорошая семья, где мать убеждает свою талантливую дочь в необходимости быть гениальной. Девочка прилагает максимум усилий, чтобы стать звездой английской школы, а затем, год за годом, терпит неудачу при поступлении в институт иностранных языков. Все они пережили трагедию. Их отец, видный и уважаемый руководитель, скончался внезапно, мать стала работать официанткой в психиатрической больнице, из которой практически не выходила их знаменитая мать, преподавательница английского языка…
Евгения Михайлова — автор психологических детективов. Недавно она представила свой новый роман под названием «Как свежи были розы в аду». У нее есть еще одна «профессия». Она является матерью известного в мировом масштабе ученого-физика. В настоящее время он занимает должность профессора в Калифорнийском университете. Необычные способности проявились у него в раннем возрасте. В трехлетнем возрасте мальчик владел английским языком, в школе он становился победителем всех олимпиад по математике и физике, а затем стал одним из наиболее талантливых студентов в институте. Ему еще во время обучения поступали предложения от различных университетов мира. В Америке он стал одним из самых молодых докторов наук. При этом он человек очень скромный и не любит, когда мама рассказывает о нем. Поэтому она и не рассказывает.
Вероятно, по-настоящему оценить возможности своего ребенка объективно не в состоянии ни один человек. Важно помогать им развиваться, но лучше немного недооценивать, учитывать свою любовь и субъективность, и принимать то, что ребенку, будь то малыш или подросток, по плечу. Если же необычные, выдающиеся способности вашего ребенка вызывают уверенность практически у всех… Тогда слово «воспитание», как мне кажется, теряет всякий смысл. Путь гения предопределен высшими силами. А у родителей возникнет немало трудностей, когда они осознают, насколько мир не приспособлен для гениев. Насколько они более уязвимы, чем обычный, среднестатистический человек, в повседневной жизни, в построении карьеры, при оценке выгод и так далее.
Современным родителям одаренных детей стоит принять обычный ход событий с пониманием и не расстраиваться: ваши дети вряд ли станут теми, кто доволен собой, самодоволен, умеет зарабатывать деньги и находит в этом смысл жизни. Следует гордиться этим.
Талант и счастье — не одно и то же.
Мне посчастливилось встретить множество выдающихся и одаренных личностей, счастливых в самом простом понимании — стабильно и круглосуточно — не существовало. И быть не могло. Любой дар предполагает всплески вдохновения, непрерывный поиск и преодоление: непонимания со стороны окружающих, ограничений возможного. Это и боль, и страдание высокого интеллекта и уязвимой души, и постоянный страх потери необычного дара… У меня есть книга «Смерть, любовь и мужчины Елены Майоровой». Это исследование ужасной трагедии — одновременной смерти двух одаренных людей: Лены и ее супруга. Их любили близкие, но никто не смог удержать их в стремительном движении. Слишком много факторов было против них. Выдающимся людям часто не хватает любви и признания. Ни одна мать не знает, какую личность масштабных размеров сосет ее грудь. Поэтому я считаю, что воспитание заключается в восторженной поддержке, одобрении незначительных успехов, комплиментах, демонстрации уважения к правам ребенка, а в дальнейшем — в демократических дискуссиях по спорным вопросам. Причем речь идет в основном об оценке нравственных качеств, тонких и ярких эмоций. Любой врожденный дар неизбежно становится делом всей жизни. Трудным делом. Поэтому очень важно поддерживать растущего человека любовью, как витаминами, чтобы у него хватило сил.
Я убеждён, что любые формы наказаний, включая психологическое давление и физическое насилие, применяемые к детям, являются преступлениями. Они разрушают внутренний мир, подавляют способности и лишают доброты. Последствия таких действий могут быть гораздо более тяжёлыми, чем наказание, вынесенное судом за убийство.
Возраст гениальности
Когда-то я вела авторскую программу на телеканале «Взрослым о детях». Моим экспертом был признанный детский поэт Валентин Берестов. Он сочинял небольшие стихотворения для каждого выпуска. И однажды он сказал: «Двенадцатилетний ребенок умнее, чем он будет в зрелом возрасте». Недавно профессор одного университета высказал ту же идею, но в более яркой манере: «Какие бывают умные дети. Я просто поражаюсь, откуда появляются такие неразумные студенты. Допустим, конечно, что студенты, о которых идет речь, никогда не были столь талантливыми детьми, которые произвели впечатление на преподавателей. Но возраст десяти-двенадцатилетних – это действительно особенный период. Детская непосредственность сочетается с очень тонкими, детальными наблюдениями, мысли яркие, образные, способ выражения легкий и неожиданный. У меня есть друг Паша, ему 12 лет, рано утром он стоит у нашего подъезда со своим слепым овчаром. Обнимает мою собаку Джуню и говорит: «Как я без тебя скучал. Ты такая прекрасная, радостная собака, что если бы я был песиком, я бы на тебе женился». Он все замечает, он делает удивительные открытия, он бесконечно фантазирует, его способности, вероятно, можно было бы развить до совершенства… Но он – ребенок из очень сложной семьи, он для родителей – раб, не имеющий права голоса. Куда он пойдет из своего детства – мне страшно об этом думать… У него развитое воображение. А пока он – несомненно, гений чувств и восприятия.
Мой внук
Антону пока рано говорить о гениальности, он еще очень мал. Однако, вероятно, он не станет серьезным ученым, подобно моему сыну. Это совершенно разные типы личности. В учебе у него нет особых успехов, за исключением, пожалуй, уверенного владения Интернетом. Хотя, кто знает, ведь дети так быстро меняются. Сейчас его стихия – активная, осознанная демократия, выраженная в яркой, афористичной форме. Он всегда готов выступить в защиту обездоленных, иногда даже стоя на руках. В школу Калифорнии его определили в пять лет, и он сразу же начал привлекать внимание старшеклассников. Они падают от хохота. Он часто ищет возможности для написания публицистических работ. Суббота – единственный день, когда мой сын хоть немного свободен. Старшая дочь Настя прибирает в своей комнате. Антон с энтузиазмом бегает по дому и по двору, одновременно участвуя во всех играх. Затем внезапно, с видом серьезности, он появляется на пороге комнаты отца, который работал ночью и еще не проснулся.
— Могу ли я задать тебе важный вопрос?
— Конечно.
— Почему основную работу по дому выполняем мы с Настей, пока другие отдыхают.
Это был риторический вопрос, после чего можно было снова спуститься по перилам лестницы, поймать кота и произнести: «По-моему, этот кот никогда не испытывал нежности».
Он мог бы стать актером, депутатом, президентом, или просто остаться обаятельным и остроумным человеком – это пока не имеет значения. Это в будущем. Существенно то, что в настоящий момент он, безусловно, гений. Для тех, кто его ценит. Что же с ним произойдет со временем, когда гениальность начнет угасать…
Дети гениальны
Предлагаю взрослым взять на себя ответственность за это. За то, что из талантливых детей иногда вырастают жестокие, эгоистичные и недалекие люди. Они могут добиться успеха в карьере, преуспеть в деловых начинаниях, добиться известности в политике, оставаясь при этом жалкими людьми в своей основе. Мне представляется, что их период гениальности был утерян не из-за неправильных взрослых, не из-за неверных ценностей и не из-за неподходящей среды. Мы не в силах воспитать Эйнштейна, Ньютона, Сахарова, Раневскую – это задача высших сил. Но мы можем признавать гениальностью доброту, отзывчивость и сострадание у своих детей и оберегать это больше, чем любые другие ценности. Так как это действительно так. Эти качества требуют развития, поддержки и защиты. Утрата человечности равносильна утрате будущего.
Евгения Михайлова специально для «Клео»






