Мы продолжаем знакомиться с наиболее популярными методами раннего развития детей.
Продолжаем проводить обзор самых востребованных методик раннего развития детей .
Вальдорфская методика
Рудольф Штайнер, создатель этой методики, придерживался особого понимания развития детей. По его мнению, детство – это уникальный этап жизни, и дети должны как можно дольше сохранять непосредственность и беззаботность. Задача родителей и педагогов заключается в том, чтобы помочь им полностью погрузиться в радости этого волшебного времени.
Задача родителей и педагогов — содействовать тому, чтобы дети смогли в полной мере ощутить прелести этого замечательного периода жизни.
В рамках этой педагогической концепции, жизнь ребенка протекает в уникальной семейной среде, создающей условия для формирования его внутреннего мира. Эта среда отличается использованием натуральных материалов, которые наполняют энергией и стимулируют воображение: домотканые ковры, дощатые полы, столы и стулья, вязаные гномики, тряпичные куклы ручной работы, соломенные фигурки и деревянные игрушки.
Цель вальдорфской методики — раскрытие врожденных талантов у каждого ребенка и повышение его уверенности в собственных силах, освоение народной культуры и творческого наследия, духовное совершенствование. Однако, это не подразумевает воспитание и передачу знаний…
Методика Кюизенера
Джордж Кюизенер, бельгийский педагог, работавший с младшими школьниками, разработал универсальные дидактические материалы, предназначенные для развития математических навыков у детей. В 1952 году он представил свою методику в книге «Числа и цвета».
Палочки Кюизенера — это набор счетных четырехгранных палочек 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Автор задумал так, что палочки одной длины и одного цвета обозначают определенное число. От длины палочки зависит ее числовое значение.
На начальном этапе занятий дети просто играют палочками и в ходе игры знакомятся с формами, размерами и цветами.
На втором этапе дети с помощью палочек уже изучают мир математики. Формируются понятия состава числа, числовой последовательности, отношений «право — лево», «больше — меньше», «длиннее», «выше», «между» и многие другие.
Использование палочек Кюизенера рекомендовано для детей в возрасте от одного года до семи лет.
Методика Дьенеша
Золтан Дьенеш, венгерский психолог и математик, создал логические блоки – игры, которые помогают детям познакомиться с базовыми представлениями о математике и информатике.
Блоки Дьенеша — это комплект, состоящий из 48 геометрических фигур, каждая из которых характеризуется четырьмя параметрами: формой, цветом, размером и толщиной:
- к ним относятся квадраты, прямоугольники, треугольники и круги);
- использовались три цвета: синий, желтый и красный, представленные в виде фигур);
- 2 размера (большие и маленькие фигуры);
- 2 вида толщины (тонкие и толстые фигуры).
Все фигуры в наборе различны.
Занятия с блоками Дьенеша рекомендованы для детей с трехлетнего возраста и помогают:
- Знакомство детей с геометрическими фигурами, формами предметов и их размерами;
- Формирование навыков мышления, таких как сравнение, анализ, классификация, обобщение, абстрагирование, а также кодирование и декодирование информации;
- Способствует формированию базовых навыков алгоритмического мышления;
- Способствуют развитию восприятия, памяти, внимания и воображения;
- Развитию творческих способностей.
Методика Железновых
«Программу раннего музыкального развития, известную также как «Музыка с мамой», разработали отец и дочь Железновы.
Занятия по музыке становятся увлекательной и познавательной игрой, доступной для восприятия даже самых юных учащихся.
Особенность данной методики заключается в игровой форме представления учебного материала, его комплексности, доступности и возможности практического применения. Занятия музыкой становятся увлекательной обучающей игрой, которая будет понятна даже самым юным учащимся.
Команда Железновы создает собственные музыкальные упражнения, забавные песенки и адаптирует народные потешки. Под их авторством вышло большое количество аудио- и видеодисков, получивших широкую популярность во всем мире.
Принципы методики:
- Привлечение родителей к учебному процессу признается ценным и значимым, и оно должно проявляться в различных, креативных формах.
- Движение помогает детям лучше понимать и воспринимать музыку. Именно поэтому танцы, жесты, подвижные игры, музицирование и подобные формы активности должны стать основой музыкального развития детей от года и старше.
- Использование фонограмм является обязательным, поскольку это позволяет педагогу полноценно участвовать в играх и танцах, активно поддерживать детей, аккомпанируя им на музыкальном инструменте. Благодаря фонограммам родители также могут стимулировать развитие и развлечь малышей не только во время занятий, но и в домашних условиях.
- При разработке звуковых материалов и заданий необходимо учитывать их соответствие традициям, а также обеспечивать детям интерес и положительные эмоции.
- Музыка может быть либо классической, но при этом выразительной и насыщенной образами, либо современной танцевальной, но при этом отличающейся высоким качеством.
- Раннее знакомство с музыкальной клавиатурой и игра самых лёгких песенок с подпеванием всё же признаётся хотя и нетрадиционным, но полезным и интересным делом для малышей с 2-3 лет.
Методика Воскобовича
Головоломки и конструкторы Вячеслава Воскобовича представляют собой игры со сказочным сюжетом. Кроме того, автор создал методические пособия, предназначенные для обучения счету, грамоте и чтению.
Самые популярные игры и пособия:
- Геоконт
- Квадрат Воскобовича
- Чудо-крестики
- Кораблик «Брызг-Брызг»
- Забавные буквы
- Теремки Воскобовича
- Математические корзинки
- Конструктор букв
- Волшебная восьмерка
- Складушки
Эти игры обладают широким спектром возможностей и рекомендованы для детей в возрасте от двух до десяти лет.
Занятия с игровыми материалами Воскобовича направлены на:
- Формирование у ребенка любознательности и стремления к исследованию;
- Формирование наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творческих способностей;
- Развитие у детей должно обеспечивать согласованное взаимодействие эмоционально-образного и логического мышления;
- Ознакомление с окружающим миром, математическими понятиями и закономерностями звукобуквенной системы;
- Развитие мелкой моторики.
Безусловно, существует и немало других эффективных подходов к раннему развитию. Однако выбор конкретной методики остается за каждым родителем воспитывать и развивать своего ребенка. Поэтому напоследок 3 совета от «Клео»:
- Учитывайте индивидуальные особенности и нужды вашего ребенка.
- Развитие ребенка требует творческого подхода, смелого сочетания различных методик и готовности участвовать в игровых ситуациях.
- Избегайте перегибов и не отнимайте у ребенка возможность наслаждаться детством, не перегружая его занятиями.