В чем важность обучения детей самостоятельности? С какого возраста можно начинать приучать ребенка к самообслуживанию, например, одеваться и раздеваться без помощи, убирать за собой после еды? Какие преимущества дает владение этими навыками? Ответы на эти вопросы представлены в статье.
Как помочь ребенку стать самостоятельным? С какого возраста можно этому обучать? В чем польза для малыша этих умений?
Каково значение воспитания у детей способности действовать самостоятельно?
- Подобные действия, как застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание шнурков, оказывают мощное воздействие на развитие коры головного мозга благодаря тренировке тонкой моторики кистей рук.
- С раннего возраста воспитанные быть самостоятельными в взрослой жизни доверяют прежде всего себе. Кроме того,
такие люди более внимательны к порядку и организации. - Ребенок, просящий помощи родителей при каждом случае, в зрелости, возможно, не сможет принимать решения самостоятельноОтсутствие внешней помощи при выполнении заданий формирует ответственность, уверенность и инициативность.
В какой возраст нужно это ввести?
С двух лет ребенок проявляет серьезный интерес к действиям взрослых и пытается их копировать. К трем годам осознаёт себя как отдельность и стремится продемонстрировать независимость от родителей. Пока малыш неловкий, и взрослые не всегда обращают внимание на его попытки, считая их бесполезными из-за возраста. Но позже интерес угасает, и обучение становится сложнее. Поэтому необходимо начинать как можно раньше.
Как научить ребенка самостоятельности?
Самостоятельность предполагает два вида навыков: умение выполнять ежедневные задачи и способность разрешать некоторые проблемы самостоятельно.
Детям следует прививать навыки самообслуживания и ухода за окружающим миром. К самообслуживанию относится умение одеваться, раздеваться, чистить зубы, причесываться, убирать посуду и так далее. Уход за окружающей средой включает в себя подметание пола, мытье посуды, поливку растений — все то, что не относится непосредственно к ребенку, но важно для общего благополучия. Работая с предметами повседневного обихода, малыш знакомится с обществом. Важно, чтобы он использовал настоящие предметы быта, а не игрушки.
Сперва целесообразно выполнить действие совместно с ребенком. После того, как ребенок освоится, предоставьте ему возможность работать самостоятельно.
Чтобы развивать самостоятельность ребенка, обсуждайте с ним вопросы, касающиеся его жизни. Например, утром спросите, что он хочет надеть сегодня, предложив 2-3 варианта на выбор. Так вы поощрите малыша формировать собственное мнение и покажете, что считаете его мнением и уважаете. Это в свою очередь поможет воспитать независимость и уверенности в себе.
Если малыш решает задачу, не говорите ему ответ. Если он привык к подсказкам, скажите тихо, что вы желаете, чтобы он справился самостоятельно.
Чего не стоит делать
Не поправляйте ребенка без необходимости
Чаще всего взрослые совершают ошибку постоянных исправлений. Детям не предоставляют возможности самостоятельно находить решения, рядом всегда находится кто-то, комментирующий и оценивающий каждый шаг: «Нет, неправильно, делай так!». Неудивительно, что после нескольких таких указаний ребенок либо теряет интерес к начатому делу, либо нуждается в одобрении и проверке. Существует множество способов достижения результата, позвольте ребенку найти свой.
Взрослые часто делают одну главную ошибку: постоянно что-то исправляют.
Не отбирайте у малыша инициативу
Иногда ребёнок пытается починить сломанный конструктор и спрашивает, как это сделать. Ему терпеливо объясняют, что нужно соединить впадинку и выступ. Когда у него ничего не получается, он отбирает предмет из рук. «Я сам! Я сам!» — возражает ребёнок. «Смотри, теперь игрушка целая, всё в порядке!» — отвечает родитель, думая, что тот должен быть рад. На самом деле ребёнка только что лишили возможности сделать что-то самому.
Не торопите ребенка
Дети живут в более медленном темпе, чем взрослые. Постоянное спешение может вызвать нервозность и нежелание действовать самостоятельно. Давление здесь бесполезно, со временем малыш приспособится сам. Вдобавок, адаптироваться под потребности ребенка совсем несложно. Например, если утром он долго одевается, просто разбудите его раньше.
Не опекайте ребенка слишком сильно
Такие занятия, как зажигание плиты, глажка одеждыПоход в магазин за хлебом может показаться довольно опасным. Может потребоваться подождать, пока ребёнок подрастёт. В любом возрасте есть соблазн не поручать ему такие дела. Страх родителей может передаться ребёнку и подорвать его уверенность. Поэтому старайтесь понять, когда он действительно не способен выполнить задачу без опасности для себя, а в каких ситуациях вы перестраховываетесь.