На сайте Клео.ру состоялось интервью с дизайнером Ольяной Бо, в котором обсуждались вопросы современной моды, предпочитаемые бренды и источники вдохновения.
В последние годы в сфере моды наблюдается поляризация: сегмент предметов роскоши стал еще более эксклюзивным, а рынок товаров широкого потребления – еще более доступным. В ответ на эту тенденцию возникло множество узкоспециализированных брендов, локальных дизайнеров и новое понимание моды как культурного феномена.
Предметы винтажа, секонд-хенд, апсайкл и ресайкл стали неотъемлемой частью современного обихода. Сегодня это уже не только способ приобрести одежду по доступной цене, но и возможность выразить индивидуальность, принять участие в творчестве.
В своем бренде дизайнер Ольяна Бо соединила любовь к винтажной моде, стремление создавать одежду, приближенную к искусству, и убеждение в предопределенности. Мы побеседовали с ней о ее творчестве, сотрудничестве с матерью и трудностях, с которыми сталкиваются небольшие предприятия.
– Я давно слежу за вашей работой. Помню еще те времена, когда вы шили платья из муслина. Затем вы изменили свой подход к творчеству и начали заниматься переработкой материалов. Не могли бы вы рассказать о начале вашего пути в швейном деле? Что побудило вас связать с ним свою жизнь?
– Изначально это было неожиданностью, однако впоследствии выяснилось, что я происхожу из семьи швей, где эта профессия передавалась из поколения в поколение. Хотя бабушка и мама в основном занимались пошивом одежды для себя, прабабушка зарабатывала на этом. Это обеспечивало им поддержку в военные годы и в другие сложные периоды.
Изначально я не собиралась заниматься шитьем, мои планы были связаны с поступлением в архитектурный институт, а именно по направлениям скульптуры или дизайна среды.
Я получила образование политолога, однако это направление оказалось мне совершенно не близко. Затем я переехала в Петербург и, чтобы иметь хоть какой-то дополнительный доход, поступила в колледж ИШО (Инженерная школа одежды). Я успешно сдала вступительные испытания и прошла на бюджетное обучение. Но, если быть откровенной, в тот момент я не до конца осознавала свои действия, хотя впоследствии выяснилось, что это было предопределено.
Сначала я даже не посещала лекции, но когда началась практика, я пришла в цех, и… все, меня захватило. Я посещала только эти занятия, проводила за ними часами до поздней ночи, оттачивая навыки пошива ровных строчек, различных видов швов, карманов, и даже выгладила свои первые лацканы. Это были незабываемые времена. Практика закончилась, а я, наверное, поверила в себя ( смеется) я решила начать самостоятельную деятельность и заняться пошивом одежды. На этом этапе мне очень помогли родители, которые подарили швейную машинку. После шести месяцев экспериментов и неудач в июне 2017 года я представила свою первую коллекцию из льна, получив вдохновение частично от Pinterest.
Эта коллекция оказалась неудачной. Я хочу об этом рассказать, чтобы не создавалось впечатления, будто я поверила в свои силы, начала шить и добилась успеха. Это не так.
– Это была бы неправдивая история успеха.
– Да, это правда. Коллекция оказалась полной неудачей. Я раздала часть образцов своим подругам. Однако впоследствии, благодаря «Авито», я начала получать первые заказы. Я очень обрадовалась, отшивая всего по два платья в месяц, но даже на них поступали негативные отзывы. Не знаю, как мне удалось не отчаяться, ведь творческого человека легко задеть ( смеется). Я продолжила работу, двигалась вперед. Вероятно, это стало возможным благодаря огромной поддержке родных и близких.
– А как к тебе пришла идея ресайкла?
– Похоже, это было своего рода отчаянный зов. Бренд получил развитие, и я около трех лет последовательно шила платья на заказ, что оказалось однообразным занятием. Мне не хватало творческой реализации, но я постоянно находилась под влиянием пожеланий заказчиков и была лишь исполнительницей, отшивавшей платья по предоставленным выкройкам. Да, во время пандемии это действительно помогало мне, позволяло обеспечивать себя и часть семьи, это было замечательно. Однако за три года я настолько «закрылась» – в прямом и переносном смысле. Каждый день повторялся, и не было места для творчества. У меня было крайне негативное настроение, возникало желание рвать ткань, одежду, уничтожать то, что я создала.
– Психотерапевтично в целом.
– Да, но это осознала я уже потом. В тот момент я просто ощущала и действовала по своим ощущениям, а затем поняла. Волна подъема и спада захлестнула меня. Безусловно, я не была пионером и долгое время наблюдала за подобными тенденциями в социальных сетях, но больше всего меня впечатнила коллекция Diesel, по-моему, 2022 года – настоящий джинсовый бум. И я решила, что это мое, мой шанс и новый этап. Понимаешь, это произошло в момент, когда я хотела прекратить шить, полностью перейти на что-то другое.
– Это действительно очень вдохновляет! Скажите, а на каких дизайнеров вы ориентируетесь в мире моды?
– В чем именно заключается моя ориентация? Это непростой вопрос. Меня мучает внутренний страх, даже вопрос совести перед собой: я не желаю дублировать то, что уже создают другие. Однако важно следить за новинками и обладать визуальным вкусом. Мне импонируют работы испанских брендов RUS, Paloma wool, Rita row. Ткани и фактуры Après Studio. Винтажные мотивы orseund iris. Смелые решения JNBY, TOGA и JKim, и я испытываю глубокое уважение к нашим my812, muus, «Остров имени тебя». Безусловно, на протяжении многих лет я внимательно наблюдаю за творческим наследием Джона Гальяно и Джонатана Андерсона, за невероятным пионером апсайклинга Мартином Маржела периода 1990-2000-х.
Ранние работы Йоджи Ямомото и его жизненный путь вызывают большой интерес. Изначально он не планировал заниматься дизайном, получив образование юриста. Йоджи помогал матери в ателье. Это было небольшое ателье, расположенное в скромном районе Токио. Женщины обращались туда, чтобы подгонять и перешивать одежду, придавая ей такой вид, чтобы она акцентировала внимание на достоинствах и привлекала мужчин. Этот опыт побудил Ямомото начать создавать одежду, которая не была бы направлена на сексуализацию тела и выражала бы нечто большее, чем просто внешние формы.
Идея мне импонирует, она мне очень близка. Я тоже стремлюсь избегать излишне сексуализированной женской одежды.
Как и Йоджи Ямомото, я придерживаюсь предпочтения к более свободным силуэтам, деконструкции и смелым дизайнерским решениям, интеллектуальным образам, не ориентированным на сексуализацию… Я стремлюсь находить равновесие между комфортной одеждой и произведениями искусства.
– Ты не думала над мужскими коллекциями?
– Нет. Сейчас это совершенно не соответствует моим интересам. Просто это не вызывает никакого интереса. Я черпаю вдохновение от женщин, работаю с ними и создаю для них! Тем не менее, я не исключаю возможности того, что однажды меня увлечет концепция унисекс, и тогда я начну разрабатывать гендерно-нейтральные коллекции.
– Если говорить о женщинах. Я помню, у нас с мамой была совместная коллекция: она создавала вязаные элементы, а я придавала им оригинальный вид, используя их для декорирования одежды. Эта совместная работа помогла нам стать ближе?
– Примерно к тридцати лет мама стала для меня настоящей подругой, и сейчас мы очень близки, хотя наши отношения всегда были хорошими (за исключением периода моей юности). У мамы большой творческий потенциал, но, к сожалению, жизненные обстоятельства не позволили ей полностью реализовать его. Мне очень хочется, чтобы она занялась творчеством, ведь в ее глазах горит такой огонь!
В начале нашего сотрудничества она проявляла сопротивление, и мне приходилось убеждать ее ( улыбается). После этого мама заметила положительную реакцию покупателей, увидела, что вся продукция была распродана, и появились заказы. Тогда она сама начала предлагать новые идеи, стремилась к совершенству и пыталась сделать каждый цветок безупречным. Мне нравится видеть ее не в бытовых заботах. Кстати, в скором времени запланирован новый релиз «olianabo with mom», поэтому совместная работа с мамой продолжается, хотя это иногда и затруднительно – она проживает в Екатеринбурге.
– Не могла бы ты рассказать подробнее о том, как ты одеваешься каждый день? Какие сочетания вещей ты предпочитаешь? Я знаю, что тебе нравятся секонд-хенды и магазины с доступными ценами.
– В этом аспекте я не представляю особого интереса как блогер ( смеется). Многие, увидев мой рабочий профиль и то, как я его оформляю для съемок, просят публиковать мои ежедневные образы и демонстрировать, как сочетать вещи, которые я создаю. Однако не зря существует поговорка «сапожник без сапог». Когда человек чрезмерно вовлечен в работу и постоянно взаимодействует с ней, ему, как правило, приходится отказываться от чего-то в повседневной жизни. Ведь часто это может оказаться чрезмерным для психики.
В настоящее время я проживаю в двухкомнатной квартире: одна комната служит моей мастерской, а в другой я отдыхаю. Моя мастерская заполнена тканями и различными предметами до самого потолка, здесь мне очень удобно и все ясно. А вторая комната совершенно пуста, так как мне необходимо пространство для восстановления.
То же самое относится и к выбору одежды. В повседневной жизни мне необходимо расслабиться и отвлечься от мыслей, поэтому я редко уделяю внимание нарядам, отдавая приоритет удобству, легкой эксцентричности и вещам в стиле slow fashion. Поскольку я люблю винтаж, магазины подержанных вещей – это замечательное изобретение. Фактически, они служат основой моего гардероба, формируя как повседневные образы, так и пространство для творчества.
– Кстати, возникает еще один вопрос. По-твоему, является ли люкс всего лишь маркетинговым ходом и частью гонки потребления? Или существуют какие-то факторы, которые объясняют высокую стоимость товаров класса люкс?
– На этот вопрос невозможно дать короткий ответ. Все зависит от того, о какой категории одежды идет речь – о прет-а-порте или от-кутюр? Какой период времени мы рассматриваем? Ранее модные дома действительно определяли тенденции, создавая культовые вещи, которые остаются востребованными и узнаваемыми. В настоящее время ситуация изменилась, и успех могут одержать даже небольшие бренды, специализирующиеся на узких сегментах рынка.
Хотя я и не являюсь их клиентом, я знаю, что понятие роскоши заключается не только в удачно продвигаемой концепции, но и в качественном обслуживании, высоком уровне, уникальности и, безусловно, престиже.
По моему мнению, для каждого продукта существует свой рынок, и в рассматриваемом сегменте товаров дефицита в спросе не наблюдается ( улыбается). К тому же, предметы роскоши с течением времени, как правило, только увеличивают свою стоимость, что делает их настоящей инвестицией.
– Из каких факторов формируется стоимость твоих изделий? Я знаю, что ты нередко применяешь винтажные ткани. Ты приобретаешь их также в винтажных магазинах и секонд-хендах?
– Обычно я приобретаю ткани и материалы на «Авито» или в винтажных магазинах. Иногда мне присылают что-то ценное из старых семейных кладовых – это поистине замечательный подарок. Кроме того, я с удовольствием просматриваю стоковые магазины тканей, где нередко нахожу уникальные образцы в виде небольших отрезов.
Вечный вопрос о взаимосвязи денег и творчества. На мой взгляд, определяющим фактором стоимости изделия является его художественная ценность. Она складывается из совокупности таких элементов, как форма, уникальность, а также мой технический и практический опыт. Затраты на материалы, время и труд рассматриваются в совокупности – все это весьма субъективно, и я продолжаю искать правильный подход.
– Что значит создавать что-либо самостоятельно, начиная с первоначальной задумки и заканчивая доставкой товара покупателю? Означает ли это, что все этапы производства зависят непосредственно от вас…
– Мне бывает непросто, но это приносит удовольствие. Пришлось освоить немало разных ролей: арт-директора, фотографа, специалиста по SMM, создателя контента, упаковщика и грузчика – теперь я точно понимаю тех, у кого свой бренд! Объем работы порой кажется подавляющим. Особенно, если учитывать, что я в первую очередь вижу себя художником, а не предпринимателем.
Я не против делегирования задач и положительно отношусь к привлечению помощников, однако в настоящий момент у меня нет возможности нанимать сотрудников на постоянной основе.
Я убеждена, что если заниматься тем, к чему ты призван, то проживаешь каждый момент осознанно и все это имеет смысл.
– Возникали ли у вас мысли о сотрудничестве? Возможно, с какими-то компаниями или дизайнерами?
– Безусловно! Я готова к сотрудничеству, но пока жду интересных предложений. Для меня не принципиально, чтобы другой бренд был связан с производством одежды или текстиля. Гораздо важнее идея, содержание, суть будущего совместного проекта. И это может быть не только предмет, но и любое творческое воплощение замысла. Digital-продукт тоже был бы мне интересен!