Стилист Никита Карстен, работающий с такими знаменитостями, как Юлия Пересильд, Ольга Бузова и Наталья Андрейченко, уподобил свою профессию волшебной истории о Золушке и поделился впечатлениями от дебюта на Неделе моды в Париже.

Просмотр фотографий звезд на красной дорожке – обычное занятие даже для тех, кто модой не увлечен. В ярких нарядах мы ищем историю, и если она скучна или искусственна, даже любимая актриса попадает в список худших образов фестиваля или премии. Чтобы попасть в топ лучших, нужно продумать послание, которое транслируешь аудитории своим образом.

Звездный стилист Никита Карстен, основатель бренда Karsten House и ведущий YouTube-шоу «Сплетни на диване», поделился одним из секретов стиля с Клео.ру.

В эксклюзивном интервью узнайте о поиске своего стиля и убеждении знаменитостей в смелых образах.

– Никита, ты вырос в Ессентуках, городе, где о профессии стилиста вряд ли кто-то и слышал. Что сформировало твой эстетический вкус и тягу к красоте? Семья творческих людей, любопытство к жизни?

Воспитание хорошего вкуса начинается с детства. Родители могут допускать две крайности: либо сами выбирают одежду для ребёнка, либо предоставляют полную свободу без внимания к внешнему виду. Хороший вкус – это результат взаимодействия и культурного развития в семье. У моей мамы салон красоты, поэтому я с детства привык к аккуратности и порядку. С возрастом появилась насмотренность благодаря маме, которая прививала мне любовь к искусству. Я окончил две художественные школы. Знания пригодились в работе – умение чувствовать цвет, объем, пропорции, знание анатомии человека. Насмотренность можно тренировать самостоятельно с помощью книг, фильмов, альбомов по искусству.
В 17 лет я поступил в Институт современного искусства в Москве на режиссёра кино. Профессия меня привлекла как возможность создавать образы. Уже во время учёбы я начал проводить съёмки с блогерами и крупными брендами, постепенно перейдя к работе со звездами.

Работа с известными актрисами — постоянное испытание для стилистов, каждый ляп будет под scrutiny.

Как режиссёр я задумываю не только внешний вид, но и стремлюсь поведать историю. Каждый выход на красную дорожку или выступление – это послание публике.

Внешность — это средство самопрезентации и взаимодействия с обществом.

На красной дорожке расскажи свою историю, и прежде чем выбрать наряд, подумай, что хочешь сказать зрителям, о чём твой образ. В Голливуде премьеры проводят в стилистике фильма, каждый образ звёзд отражает её.

Какие российские звезды следуют такому принципу подбора одежды?

Катя Иванчикова из IOWA близка к этому. В образах и песнях она передает непоколебимость, непредсказуемость, эпатаж. Её хиты – яркий вызов, и она отличается от других артистов как в музыке, так и в жизни. Всегда интересно сравнить артиста в начале карьеры и сейчас. Образ артиста – это 50% его собственный выбор и 50% – работа стилиста. Если где-то перевес, история распадается, теряется суть, поэтому важно сохранять баланс. Стараться не допускать, чтобы вещь «пересиливала» человека, вещь должна вдохновлять и поддерживать.

Как распознать нужную вещь и образ в текущий период? Представляется, что играет роль интуиция и мгновенное принятие решения.

Да, интуиция всегда проявляется. Но очень важны навыки психолога. Прежде чем начать работу над образом, долго разговариваем с клиентом. Это любимая часть работы. Такие звезды, как Юлия Пересильд, Стас Ярушин, всегда знают, что хотят рассказать аудитории, и вместе ищем лучший вариант.

Каждый имеет собственное видение своей внешности, которое стилист обязан учесть, не диктуя стандарты стиля. Современная мода строится на том, чтобы выгодно смотреться при нарушении правил.

Фото: пресс-служба Никиты Карстена

Расскажите о своих впечатлениях от Недели моды в Париже этим весенним сезоном. В каком направлении, по вашему мнению, движется современная мода?

Я обратил внимание на тенденцию к инклюзивности и эксклюзивности, создание личного бренда. Люди выбирают одежду, которая отражает их индивидуальность, а не пытаются соответствовать принятым стандартам.

Мне было приятно наблюдать за модными образами на улицах. Люди одеваются так, как им нравится, не пытаясь следовать тренду носить вещи одного бренда по причине его престижа. Одеваться полностью в люксовые марки – это уже не модно. Сейчас популярно быть собой и находить родственные душевные связи с историями, которые рассказывают модные дома в своих коллекциях.

На неделе моды я предпочитал одежду российских дизайнеров, демонстрируя тем самым, что наша мода ничем не хуже — ни качеством, ни смелостью. Мной постоянно интересовались и фотографировали, желая узнать, что же я на себе ношу.

– Какие показы понравились?

Понравились показы Nina Ricci и Saint Laurent. Интересно, что дизайнеры выбрали необычные места для шоу – локациями стали разные точки Парижа. У Saint Laurent показ проходил на Марсовом поле с видом на блестящую Эйфелеву башню.

Chanel пришелся по вкусу, хотя показ я пропустил. Был же на пресс-ужине для журналистов. Увидел, как можно относиться к моде как к искусству, которому не подчинятся правила и тренды.

– Весной модное сообщество бурно обсуждало смены кадров в именитых fashion-домах. какое назначение показалось вам самым удивительным и захватывающим?

Демна Гвасалия в Gucci. Вероятно, стиля, найденного для Balenciaga, здесь повторить не получится. Оверсайз, мешковатые наряды и унисекс не соответствуют духу Gucci, и ему потребуется создать что-то совершенно свежее.

Ждёт интересного развития судьба Донателлы Версаче, всех удивила новость об её уходе из Versace, который она сделала любимым брендом знаменитостей. Моя любимая певица Дуа Липа написала пост в поддержку Донателлы и выложила свои потрясающие сценические образы в костюмах Versace.

– Мы опять отслеживаем работы креативных дизайнеров, узнаем их имена и стиль. Разве вы не заметили, что мода снова принадлежит отдельным людям?

В связи с пандемией и ростом интереса к экологии, интерес к индивидуальности возрос. Люди стремятся узнать себя лучше, найти свою уникальность. Это выражается в популярности вещей с историей, люди отходят от погони за трендами. В Париже блошиные рынки пользуются большим спросом, а у нас винтаж тоже востребован.

Нам интереснее, чем моде общие тренды, личность дизайнера и то, что преподнесет новое поколение истории знаменитого бренда. Понимаем, не будет он играть по правилам модного дома. Новые назначения в модных домах – это радикальные перемены.

Как считаете, какой метод наилучшим образом способствует привлечению внимания к бренду и расширению аудитории?

– Важен новый подход к сотрудничеству брендов с знаменитостями. Сейчас недостаточно снять рекламу с участием известной актрисы или модели. Нужно придумать нечто неожиданное. Хороший пример – коллаборация Дуа Липы с Chanel. Не ожидал, что молодая звезда, такая смелая и эпатажная, как Дуа Липа, выберет классику Chanel. Но это выглядит круто и неожиданно! Нам показали, что молодая девушка может выглядеть органично и стильно в классическом образе.

Сотрудничество Джареда Лето с Gucci – пример, когда имидж бренда совпал с характером артиста и полностью соответствует его собственному стилю. То же самое можно сказать о сотрудничестве Ренаты Литвиновой с Balenciaga: она органично носит эти вещи, в каждом образе рассказывает свою историю.

Маркетинг сегодня специализируется на разрушении наших предубеждений о брендах. Для этого необходимо внести изменения в модные дома, например, назначать новых специалистов и переводить дизайнеров между брендами.

Необходим ли стилист для определения индивидуального стиля каждому человеку, или это прерогатива лишь публичных личностей? Существуют ли люди с природным чутьем стиля, уверенные в том, что им подходят и чего нет?

Полагаю, каждая девушка желает иметь Фею-крестную, которая подбирала бы наряды для разных случаев. Девушек привлекает история Золушки. Стилист демонстрирует, как можно выглядеть в действительности, и помогает преобразиться. После работы с нами у каждой девушки зажигаются глаза, выпрямляются плечи.

Стилист – это всегда свежий взгляд. Помощь со стороны более верная, у стилиста нет ваших комплексов. Вы рассказываете свою жизнь, кем работаете и о чем мечтаете, рассказываете о ценностях. Все истории разные и очень интересные. Но это работа на месяц, а не на три часа типа услуги «шопинг со стилистом». Например, я спрашиваю, в чем вы черпаете вдохновение? И получаю такие необычные ответы: кто-то приносит рекламу, кто-то героев из книг… Люди составляют интересные мудборды, и я анализирую эти картинки, смотрю, что повторяется – цветовая гамма, материал, настроение. И на основе вашей жизни составляю итоговый мудборд, и мы приступаем к составлению гардероба.

Старым вещам дают три дня: если за это время вы не отнесете в ремонт туфли, вам они больше не нужны. Бывает, что у человека в шкафу семь пар джинсов, он носит только две, но считает, что у него семь пар и новые ему не нужны. Мы освобождаем гардероб от всего лишнего и идем на шоппинг. С каждой новой вещью придумываем три образа – если не получается, не берем. Также продумываем базу, которая сочетается с любой вещью.

Опрятный гардероб помогает избежать чувства отсутствия подходящей одежды и стремления надеть первое попавшееся.

Дважды в год, а иногда и четыре раза, сотрудники проводят с покупателями совместные вылазки по магазинам.

Есть люди, которые с детства ясно представляют себя — вносят свою индивидуальность во все аспекты жизни, от обстановки дома до украшений. В таком случае стилист может причинить вред.

Фото: пресс-служба Никиты Карстена

– Насколько профессия стилиста востребована?

В Москве профессия стилиста популярна: у каждого бренда помимо дизайнера есть свой стилист. Успешные стилизации съемок и образов на манекенах подсказывают покупателям, как носить вещи и сочетать их между собой, что помогает найти собственный стиль. Личный стилист не обязательно дорогой – сейчас много начинающих специалистов, которые за меньшую цену помогут составить гардероб с смелым и свежим взглядом.

Пять лет назад полагали, что каждая звезда нуждается в отделении визажистов и парикмахеров. Теперь стилисты формируют весь облик. У знаменитостей такой человек, как домашняя прислуга.

– Просто находить общий язык с актерами? Бывают ли моменты, когда знаменитость отказывается надеть то, что предлагают?

Я не спорю с клиентами. С артистами стараюсь выдержать баланс 50 на 50, ведь стильный образ – совместная работа. Когда мы начали работать с Ольгой Бузовой, она случайным образом выбирала наряды для выступлений и светских мероприятий, не задумываясь о том, что хочет донести ими. Я научил ее другому отношению к выбору нарядов. Например, для исполнения на премии Муз-ТВ песни «Гамбит» она вышла в костюме, стилизованном под Средневековье, выезжала в карете, и людям было интересно смотреть на историю, которую она рассказывает в своей песне: о том, что мир – цирк, а люди заигрались в абсурдный спектакль.

Случай с повторением образа Ким Кардашьян Ольгой в синем платье вызвал ажиотаж. Предложил два варианта: красивое стеганое платье-пальто или синее платье, как у знаменитости. Выбрали второй вариант. Быстро сшили подобное, с небольшими отличиями от оригинала. Ольга притворилась, что не знала о выходе Ким в таком же наряде. В итоге я взял на себя весь негатив, люди говорили: «Куда смотрит стилист?». Это была намеренная провокация.

Изображение: PEOPLETALK / Legion Media / legion-media.com.

Взаимодействия с публикой — о красоте или о шокирующем эффекте. Кому-то не хватает чувства юмора, а Оля умеет смеяться над собой.

– Вы работаете и со звездами старшей группы? Работается ли с ними легко?

У меня много клиентов из разных поколений. Артисты старшего поколения понимают, что в публичной профессии внешний вид играет большую роль. Я создавал образ для ведущих шоу «Это нормально?» на ТНТ – Дмитрия Диброва и Ольги Бузовой. Мне посчастливилось работать с Ларисой Долиной… И, конечно, с Натальей Андрейченко. Мы придумывали образы для ее книги «Откровение» – про близость с аудиторией, открытость. Это почти полное отсутствие макияжа, что-то легкое, простое. Ей важно быть открытой, искренней, и это должно отражаться во внешнем облике.

– Что думаете о современных подростках? Ранее на моду подростков влияли субкультуры и популярные тенденции, задаваемые MTV и модными изданиями. Сейчас отсутствуют общие ориентиры.

Моя сестра Моника в двенадцать лет точно знает свои желания. Когда я ей отправляю фотографию платья с вопросом «Купить?», получает ответ: «Нет, мне такое не подходит». Удивительно, откуда у неё такое чёткое представление о своём вкусе! Думаю, это приходит с опытом – нужно попробовать всё, чтобы понять, что тебе подобает. Моника настаивает: «Я сама разберусь». Важно допускать ошибки.

Часть родителей беспокоятся, что внешний вид ребёнка может привести к буллингу в школе. Но для меня школьный буллинг из-за моей одежды остановил мою жизнь там, где она сейчас находится. Если бы родители старались одевать меня по правилам провинциального города, я бы ничего не достиг.

Направлять, замечать, чувствовать своего ребенка – это хорошо, но не навязывать свои правила. Если Моника желает сделать косую челку – пожалуйста! Чем больше мы пробуем себя в детстве, тем реже нам после 35 захочется повторять образ Барби или молодежный стиль. В детстве должна быть возможность играть со своим образом, шутить, экспериментировать.