Кажется, что ее потребности как личности не позволяют ей претендовать на участие в каких-либо публичных мероприятиях. Простите, но у руководителей компаний и педагогов в школе есть общие задачи: если женщина относится к работе ответственно, она тратит на нее много сил, времени и творческих ресурсов. И у бизнес-леди, и у учительницы, в силу воспитания и традиций, сформировано убеждение, что у настоящей женщины должны быть безупречный порядок в доме, полки, заполненные запасами чистой одежды и продуктов, здоровый, ухоженный ребенок, окруженный …
Однажды
по телевидению показывали запись
круглого стола, на который были приглашены российские женщины, добившиеся успеха
на карьерном поприще. И вопросы, которые им задавали, главным образом сводились
к следующему: «А вы посоветовались с мужем, когда стали делать карьеру? Муж одобряет
ваш выбор? Муж не против, что у вас так мало времени остается на семью и детей?»
Простите, а разве муж должен спрашивать мнение жены, когда он начинает свой бизнес, разве ему не трудно совмещать работу и личную
жизнь? Почему аналогичные замечания не адресуются мужчинам, находящимся на руководящих должностях в крупных организациях?
Женщина способна занимать как первую, так и вторую позицию, в то время как мужчина, как правило, стремится к первенству. Однако, зачастую он не достигает желаемого, поскольку не готов рассматривать себя на второй позиции, что обуславливает возникновение проблем и предопределяет его поведение.
В нашем обществе женщине часто предписывается подчиненная роль – ее побуждают к советам, ожиданиям одобрения, оправданиям, определению своего места, учету пожеланий близких и даже проявлению доминирования свое
«я», считая, что для нее существует только категория «мы», даже если она совершает полезное дело. Кажется, что ей не позволено выступать на публике, основываясь исключительно на потребностях собственной личности. Простите, но у владелицы фирмы и у школьной учительницы есть ряд общих задач: если женщина относится к работе серьезно, она отнимает у нее значительные ресурсы, мысли, творческие способности и время. И у бизнес-леди,
и у преподавательницы, обусловленная воспитанием и традициями, сформировалось убеждение, что у
настоящей женщины квартира должна быть безупречно чистой, полки должны быть полны запаса свежего
белья, продуктов, ребенок должен быть здоров, ухожен и окружен заботой. Но когда
ты полностью погружаешься в любимое дело, будь то составление бизнес-плана или проверка сочинений
своих учеников, то перестаешь замечать гору немытой посуды. И в чем тогда принципиальное
отличие одной от другой? То, что женщина, занимающая руководящую
должность, получает примерно в десять раз больше, чем учительница? Однако мы рассматриваем положение женщины, а не её финансовое благополучие.
Основная трудность, с которой сталкивается большинство работающих женщин, заключается в определении оптимального момента для завершения карьеры. Где проходит черта, после которой врачи могут диагностировать диагноз:
трудоголизм? С одной стороны, работоспособность, вероятно, является наиболее безобидной из зависимостей – она укрепляет самооценку, стимулирует интерес к жизни и позволяет женщине ощущать свою значимость. Однако, с другой стороны, «трудоголизм» приводит к дефициту во всех остальных сферах жизни, в первую очередь, в личной, вызывает стрессы, переутомление, ощущение несвободы и дискомфорт, вызванный этой зависимостью.
Футурологи
называют XXI век — «веком женщин». И истоки такого определения, несомненно, лежат в прошлом веке, когда женщины провели «тихую революцию», завоевав достойное место сначала в сфере оплачиваемого труда, а затем – в предпринимательской деятельности. Именно женщины смогли закрепиться в малом и среднем бизнесе, в особенности в сфере услуг. Это связано с тем, что бизнес успешно развивается там, где есть постоянная потребность людей. Прежде всего, это образование, досуг и хобби. Такой бизнес, как правило, небольшой и гибкий, поскольку организован как дополнительный источник дохода. Клуб, салон красоты, галерея, парикмахерская – это примеры мест, которые идеально соответствуют принципам семейной организации. В данном случае дело не препятствует семье, а помогает женщине обрести независимость и оставаться заботливой домохозяйкой, руководителем, женой и матерью.
Традиционные формы бизнеса также весьма востребованы, и среди них лидируют торговля (ещё со времен Киевской Руси) и малые производства, обеспечивающие удовлетворение базовых потребностей – в продуктах питания и промышленных товарах.
Существует также и другой тип – это женщины, занимающие руководящие посты в корпорациях и холдингах, идущие
в политику. Они неосознанно начинают участвовать в деятельности, свойственной мужчинам, и приобретают соответствующие черты: стремление отстаивать свою точку зрения, брать инициативу на себя и занимать определенное место. Формируется новая психология ведения бизнеса. Сексуальный образ теряет значимость и становится нейтральным.
Сегодня 80% женщин-предпринимателей России имеют
высшее образование, почти две трети из них состоят в браке и воспитывают одного или двух детей. Четверть бизнес-леди начали свой бизнес в возрасте до 35 лет, около 40% – между 35 и 45 лет, а еще 35% – в возрасте от 45 лет и старше. Возраст компаний, которыми они управляют, составляет от 3 до 7 лет. Предприятия, принадлежащие женщинам, обеспечивают работой каждого четвертого работника в стране.
Женщины внесли вклад в методы управления и деловую культуру, привнеся интуицию, гибкость, умение находить общий язык, заботу о сотрудниках, эмоциональность в общении и особое внимание к межличностным отношениям. Эти качества позволяют говорить о формировании женского стиля управления, принципиальным девизом которого является: «Здравый смысл, а не победа любой ценой».
Поэтесса Марина Цветаева писала, что «успех
— это успеть«. Качество действительно превосходное! Однако, если к нему добавить профессионализм и способность эффективно представлять себя и свои идеи, грамотно расставлять приоритеты и формировать сплочённую команду, то шансы на успех существенно возрастают. Это объясняется тем, что люди, как правило, тянутся к тем, кто добился успехов и достиг значительных результатов в своей сфере деятельности.
Как заметила Маргарет Тэтчер: «Если вам нужна консультация о том, как выполнить задачу, обратитесь к мужчине, но если требуется, чтобы дело было реализовано, – обращайтесь к женщине.» Еще в XIII веке ханские жены в татаро-монгольском государстве, наряду со своими влиятельными мужьями, участвовали в государственных советах. На столетие ранее русские княгини обладали подобными правами. Самые сокровенные замыслы русские князья порой не решались воплощать в жизнь, не посоветовавшись предварительно со своими знатными супругами. Так, когда Святослав Всеволодович в 1180 г. напал на Давыда Ростиславовича, он сначала посоветовался с женой, а своим ближайшим окружению не сообщил ничего. А сегодня муж успешной
женщины-лидера часто начинает страдать комплексом
неполноценности. Это не она меняет отношение к нему, хотя женщина и склонна искать
более сильного партнера, а он кажется себе несостоятельным, обвиняет жену в пренебрежительном
к нему отношении… Такой мужчина похож на герцога Бретонского Франциска, который
несказанно обрадовался, узнав, что его будущая супруга не обучена книжной грамоте,
поскольку искренне полагал, что женщина достаточно образованна, если не путает
рубашку мужа с его курткой. Поэтому преуспевающая женщина или терпит такое к себе
отношение, или на новом этаже своего
успеха находит другого, равного себе мужчину.
Психологи рекомендуют деловым женщинам, начиная романтические отношения с мужчинами, умело менять тактику поведения, переключаясь между мужским и женским стилями. Это эффективный подход для женщины, стремящейся добиться успеха в сферах, где традиционно доминируют мужчины. Когда женщина полностью отождествляет себя с мужчиной, ее конкуренты могут легко одержать над ней верх. Однако, демонстрируя интуитивное проявление женских качеств, она ставит их в замешательство.
В жизненной силе женщины, подобно кошке с ее девятью жизнями, наступает период, когда она становится нашей опорой. Кажется, что достигнуто самое дно, но под ним обнаруживается еще один уровень, и еще один. Женщина интуитивно ощущает, что за пределами видимого существует нечто большее. Это нечто можно именовать по-разному – коллективным бессознательным, опытом прошлых жизней всех мудрых женщин, – но оно действительно передается на интуитивном уровне.
«По словам Виктора Ханина, доцента факультета психологии УрГУ, женщины-предприниматели обладают рядом преимуществ. Им свойственна интуиция или чутье. Одна из моих клиенток пять лет назад решила, что бизнес по наращиванию ногтей на 4-5 сантиметров может быть прибыльным. Тогда это казалось многим нелепым. Однако сегодня ее бизнес успешно развивается, во многом благодаря тому, что она первой увидела эту возможность. По сравнению с мужчинами, женщины менее предсказуемы, не всегда действуют последовательно и, как следствие, более гибко принимают решения. Это может быть полезно, например, в модельном
бизнесе, где все просчитать невозможно».
Журнал Forbes представил рейтинг 50 самых влиятельных деловых женщин мира. На вершине списка оказалась Марджори Скардино, занимающая пост президента компании Pearson, выпускающей Financial Times и The Economist. Второе место заняла Анн Лаверджон, президент французской государственной корпорации Cogema, специализирующейся на атомной энергетике. Тройку лидеров замыкает Мэри Ма из Гонконга, топ-менеджер Legend – одного из ведущих поставщиков компьютеров.
По мнению составителей списка, наблюдается увеличение доли женщин, занимающих руководящие позиции во всем мире.
В настоящее время в Великобритании, к примеру, женщины составляют 25% числа руководителей высшего звена, в то время как десять лет назад их доля была менее 10%. Заметно возросло число женщин, занятых в сферах, которые ранее традиционно считались мужскими: Анн Лаверджон руководит французской атомной энергетикой, Мария Сильвия Маркиш возглавляет крупнейшую бразильскую сталелитейную компанию Siderurgica National, а Сари Балдауф занимает должность руководителя инфраструктуры в Nokia.
Более того, если ранее в компаниях, которые традиционно считались «семейными», женщины, как правило, не участвовали в принятии важнейших решений, то в настоящее время они оказывают значительное влияние на определение стратегии и тактики.






