О нем действительно можно сказать: «Редкий экземпляр, не упусти, а то потеряешь!», поскольку молодость руководителя определяется не только возрастом, указанным в паспорте, а его отношением к работе и к людям, которые ему подчиняются. Однако, как правило, молодые руководители – это люди, чей возраст по документам не превышает тридцати пяти лет…
О нем вполне можно сказать: «Редкий экземпляр, не упусти, а то исчезнет!», поскольку его молодость определяется не датой рождения, а отношением к жизни и к сотрудникам. Однако, как правило, молодые руководители – это люди, чей возраст по документам не превышает тридцати пяти лет.
Кто они такие и почему их нужно «хватать»
Порой эффективнее сотрудничать с опытным специалистом, обладающим глубокими знаниями в своей области и способным предложить ценные рекомендации. Существует риск, что начинающий руководитель проявит самодовольство и сосредоточится исключительно на карьерном росте, не обращая внимания на потребности и проблемы своих подчиненных. Однако, ситуация может быть иной.
Когда я устраивалась на последнюю работу, меня удивило то, что человек, ответивший на мое объявление на Интернет-форуме и проводивший собеседование, оказался моим непосредственным руководителем — молодой начальник. Более того, он занимает должность генерального директора компании, в которой я работаю. Не в его внешности было что-то необычное – он не выглядел на двадцать пять лет. На его столе находился диплом, свидетельствующий о его победе в каких-то соревнованиях, а на компьютере был открыт Интернет-форум, голос у него был мягкий. Оказалось, генеральный директор компании, где я работаю, – молодой человек, выглядящий на двадцать пять лет, с тихим голосом. Он активно участвует в онлайн-форумах и гонках. И все это вместе создавало поразительное впечатление.
Я, конечно, понимала, что те пожилые мужчины и строгие женщины, которые ранее нанимали меня на работу, когда-то были молоды. Но у меня сложилось стойкое впечатление, будто в двадцать лет они часами просиживали в библиотеке, многократно переписывая свои дипломные работы, а не, например, катались на машинах по какому-нибудь карьеру. И до сих пор они используют компьютеры главным образом для контроля за временем, которое сотрудники тратят на непродуктивную деятельность.
Поначалу эти новые изменения в моей работе вызвали у меня некоторую тревогу: от молодого начальника можно было ждать чего угодно: болезненного отношения к собственному авторитету, строгости, бюрократического садизма, сексуальных домогательств, панибратства, участия в сатанинских оргиях и (о, ужас!) психологического образования и манагерства. Кстати, манагерство — это слово, произошедшее от английского «менеджер», означающее преклонение перед западными моделями предприятия, расчетливость и утомительные лекции на тему «там у них вот так, а здесь у нас все плохо, потому что вы — лентяи и бездельники».
К счастью, все мои подозрения оказались беспочвенными
Фактически, число составляло не двадцать пять, а тридцать. Он постоянно вращал обручальное кольцо на пальце, что существенно облегчило определение подходящего стиля общения. С одной стороны, от меня не требовалось чрезмерной формальности, нарочитой помпезности и пафоса в обращении к нему, а с другой — можно было общаться почти дружески и не бояться, что это будет выглядеть как что-то большее, чем работа. Впрочем, это были не все мои радости, хотя иметь возможность сказать директору: «Привет, Иван. У тебя все хорошо?», не чувствуя себя при этом мышью в психологическом эксперименте — это чрезвычайно приятно. Основной радостью оказалось то, что никакая проблема, возникающая в ходе работы, не является только моей проблемой: я могу в любой момент подойти к своему начальнику, поделиться своей бедой или своими соображениями по поводу хода дел, и он найдет минутку, чтобы помочь, объяснить или (как минимум) выслушать. Более того, если случилось что-нибудь неприятное, с чем ты не можешь справиться сам, то директору можно позвонить в любое время дня и ночи. И он сделает все, чтобы помочь.
Конечно, можно утверждать, что это просто «хороший человек». И я с этим не спорю. Однако хочу напомнить об одном моменте, который, на мой взгляд, очень важен. Я бы даже сказала – крайне важен. Если обратить внимание на американские фильмы последних пяти лет, то психолог в них встречается довольно часто. А если это и не психолог, то что-то из области психологической практики. Даже в фильме об отце, спасающем своих детей во время вторжения инопланетян, снятом по мотивам Уэллса, брат демонстрирует сестре психологический прием для определения и поддержания личных границ, что позволяет ей обрести спокойствие. В Америке и Европе психология стала неотъемлемой частью повседневной жизни обычных людей и вошла в культурный код. То же самое касается и молодых (что, как уже упоминалось, зависит не только и не столько от фактического возраста) руководителей. Они знают, что их сотрудники — это их доход. Один сотрудник может приносить компании в десять раз больше, чем он получает, иначе его содержание нецелесообразно. Руководство осознает, что ценные специалисты остаются, если им предоставляют достойные условия, что зачастую проще увеличить заработную плату, чем искать нового кандидата, что предпочтительнее один раз выслушать и оказать поддержку, чем вызвать у работника неприязнь к выполняемой работе и, как следствие, снизить его продуктивность. Они считают, что переезд в новый офис более выгоден, чем тесно размещаться в старом. И этот перечень можно было бы продолжать, но можно ограничиться обобщающим утверждением: начинающий руководитель не экономящий на сотрудниках, поскольку они являются ключевым активом его предприятия, который он ценит.
И именно поэтому я уверен, что, вероятно, останусь на своей нынешней должности на длительный срок. По всей видимости, причина заключается в том, что, когда я вижу своего молодого начальника, я бы предпочла не прятаться под столом, а привести себя в порядок и улыбнуться.






