Татьяна Черниговская – всемирно известный отечественный исследователь и психолингвист. Она дважды доктор наук, а также один из ведущих учёных в области нового направления – когнитивной науки. Она убеждена, что, чтобы узнать, как функционирует окружающий мир, человек должен сначала понять, как работает его собственный мозг.

Фото
Татьяна Черниговская. Источник cont.ws

Её лекция «Как научить мозг учиться?» пользуется большой популярностью. Нельзя сказать, что в ней Татьяна Владимировна даёт прямые советы, как на самом деле тренировать свой мозг. Но она затрагивает такие важные вопросы, как особенности современной цифровой эпохи, происхождение человека, особенности его сознания и другие.

Новая эра

Лекция на тему «Как научить мозг учиться?» впервые прочитана Татьяной Черниговской 30 мая 2015 года. В ней она подчёркивает, что человек в последние годы действительно вошёл в новую цивилизацию. Пока неясно, что именно представляет собой этот мир, в котором нам теперь предстоит жить. Но одно можно сказать точно – это совершенно не то, к чему привыкли наши родители и наши древние предки.

Татьяна Черниговская подчёркивает, что в современном мире географические границы полностью размыты. Мы можем общаться с человеком из соседней комнаты, а можем по скайпу с жителем другой страны. При этом невозможно точно сказать, является ли наш виртуальный собеседник реальным человеком, или за ним стоит целая группа людей.

Современный человек живёт в условиях, когда размыты не только географические границы, но и личные. Он не понимает, кто он сам, что такое люди вокруг него. Огромная доступность информации влияет и на воспитание детей. Они вырастают совершенно другими.

Много данных равно их отсутствию

Большой объём информации создаёт совершенно иные проблемы, чем те, с которыми людям приходилось сталкиваться в прошлом.

Татьяна Черниговская вспоминает, что раньше, когда ей приходилось писать научные диссертации, главной трудностью было наличие данных. Проще говоря, информацию получить было неоткуда. Теперь трудность в том, как от этого избавиться. Ведь каждый день в различных научных областях выходят десятки статей. И прочитать их все физически невозможно. Получается парадоксальная ситуация — данные есть, но это всё равно, что их нет.

Проблема с образовательным процессом

Также неясно, как в этом случае следует организовать обучение. Ведь когда информации много, ещё сложнее выделить, что главное, а что второстепенное. Или в этом случае необходимо оставить детей в школе до 20 лет, чтобы они успели усвоить хотя бы часть полученных знаний? Однако это невозможно. Но на каком основании тогда отбирать информацию? До сих пор на этот вопрос учёные не знают ответа.

Дублирование информации

Откуда у людей склонность отображать реальный мир?

«Люди — существа, которым нравится иметь дело с виртуальной реальностью».

Другими словами, люди любят воспроизводить окружающий мир в собственном видении. Татьяна Черниговская приводит простой пример со стаканом воды.

Стоит стакан, и в него налита жидкость.

Но какова цель его рисования? Откуда человеку пришла в голову эта идея? И на этом основано всё искусство. Даже название «стакан» — это слово, дублирующее настоящий стакан.

Фото
Источник marena99.livejournal.com

Аргументы, основанные на влиянии литературы на повседневную жизнь

Ещё один пример, который при этом приводит учёный – это так называемые тургеневские барышни. Их, по сути, не существовало до тех пор, пока сам Иван Сергеевич не создал подобный образ. Девушки просто не знали, что нужно быть нежными и падать в обморок при любой возможности, пока Тургенев не описал таких персонажей в своих произведениях. Можно рассмотреть и другой пример: так называемых «лишних людей» не было, подчёркивает в своей лекции Татьяна Черниговская.

«Лишние люди», оказывается, есть: бездельники – извините за цинизм, я нарочито цинична – встали с диванов, выбросили кальяны и сказали: «Мы поколение лишних людей».

До того, как этот образ был создан писателями, никто особо не стремился его воспроизводить.

Денисовский мужик

В своей лекции Татьяна Черниговская уделяет внимание происхождению семьи, а именно особенностям развития мозга. Не так давно археологи обнаружили на Алтае ещё один тип древних людей – так называемого денисовского человека. Сама профессор тоже была в этих пещерах, когда были найдены эти останки. Сначала археологи нашли фалангу мизинца 13-летней девочки. Её отправили генетикам, которые провели необходимые исследования. Учёные сначала подумали, что эта девочка, должно быть, принадлежит к роду неандертальцев. Однако геном фаланги оказался совершенно иным. Другими словами, учёные открыли совершенно новый вид человека.

Однако у этих двух типов людей есть и кое-что общее. А именно, крайне подозрительный ген FOXP2, который указывает на то, что оба этих рода обладали способностью говорить. Конечно, доказать это невозможно, поскольку прямых доказательств этому факту нет. Однако само наличие этого гена вызывает немало подозрений, поскольку позволяет предположить, что история человечества могла быть совершенно иной, чем мы представляли ранее.

Эволюционное развитие мозга – его причины неизвестны

Мозг неандертальца эволюционировал в лучшую сторону. Однако, как это произошло? Пока у учёных нет ответа. Развилась кора головного мозга, причём не только все её отделы, но и передние зоны, определяющие уровень умственных способностей человека. Почему эти области не развиваются с одинаковой скоростью? По каким причинам начали развиваться те зоны, из которых в итоге получились столь высокоразвитые существа, создающие современные технологии? Ответов на эти вопросы пока нет.

Фото
Источник gb5kirov.ru

Особенности обучения для каждого

Татьяна Владимировна также рассказывает, что невозможно оценить уровень интеллекта каждого отдельного человека по каким-то общим критериям.

Профессор подчёркивает:

«Вот если бы Пушкину и Лермонтову предложили сдать экзамены, то они бы точно их провалили. Не потому, что они не соответствовали Нильсу Бору, а потому, что они всё равно его провалили бы, что не отменяет их гениальности».

Татьяна Черниговская говорит, что сама не очень хорошо умеет считать и решать математические задачи. Что, конечно, не отменяет того факта, что она обладает высоким уровнем интеллекта. С другой стороны, зачем уметь считать человеку, которому это в принципе не нужно? В обычной жизни не обязательно запоминать таблицу логарифмов. Есть, например, люди с патологической памятью. Если спросить их, какой день недели был, скажем, 7 ноября 1654 года, они легко ответят – среда. Если проверить — это правда среда. Но зачем обычному человеку это знать?

Мозг постоянно учится — это ещё один аспект, о котором говорит профессор.

Кстати, этот орган учёный считает самым загадочным, поскольку он буквально управляет поведением человека:

«Мозг — таинственная могущественная вещь, которую мы почему-то неправильно понимаем, как «мой мозг». У нас для этого совершенно нет оснований: кто чей – это отдельный вопрос».

Даже если мы не учимся, не читаем книг и не исследуем определённую область знаний, наш мозг всё равно продолжает поглощать информацию. Пока мы гуляем или готовим, он продолжает учиться. Но с другой стороны, образование, которое даётся в школах, отличается по своей полезности от такого рода знаний. Ведь последние полезны на практике. А что, если человек знает, в какой день состоялась свадьба Наполеона и Жозефины? Это не особо важная информация. Ведь теперь всё можно найти в интернете.

Стратегия обучения

И ещё кое-что о том, как тренировать мозг, упоминает Черниговская. Одними из наиболее важных факторов успешного обучения являются перерывы, отвлекающие факторы и регулярный сон. Когда учителя говорят ученику, что он слишком отвлекается и поэтому не может ничему научиться, они совершают большую ошибку.

Татьяна Черниговская говорит:

«Лучшее, что мы можем для себя сделать, — это быстро чему-то научиться и лечь спать».

Ведь перевод усвоенной информации происходит именно во сне. И это научно доказанная вещь. Именно во время ночного отдыха полученные знания передаются из части мозга, называемой гиппокампом, в зоны передней коры, откуда человек может легко извлечь информацию.

Все помнят ситуацию, когда накануне готовились к экзамену, но во время контрольных ничего не помнили. Ведь если начать готовиться слишком поздно и поглощать информацию пачками, она не успеет как следует «разместиться» в мозгу. Если вы усвоите материал заранее, то перерывов для отдыха будет больше. Это значит, что все необходимые знания будут правильно усвоены.

Фото
Источник mykaleidoscope.ru

Также важны условия обучения

Черниговская говорит, что хороший мозг постоянно учится. Она подчёркивает:

«Люди должны работать головой, это бережёт мозг. Чем больше он включён, тем дольше он сохраняется».

Однако важны и условия восприятия информации. Для одного человека важна визуальная составляющая, для другого необходимо писать или рисовать. Кроме того, важно время. Татьяна Черниговская считает себя «совой», подчёркивая, что период её наиболее продуктивной работы начинается после 22:00. Есть, конечно, люди, которые могут встать в пять утра и работать в полную силу до восьми.

«Да я лучше сразу утоплюсь в реке, я просто не могу и никогда не смогу этого сделать — бесполезно» — говорит профессор.

Она призывает своих учеников лучше узнать себя и свои личные склонности. Вам нужно понять, что лучше именно для вас – активное обучение или пассивное? Чтение на улице или слушание лекций в помещении? Крайне важно определиться с целями обучения. Может быть, человек просто хочет иметь семью и заниматься домашним хозяйством, тогда образование вообще не требуется.

Различия между мужским и женским мозгом

Продолжим обзор лекции «Как научить мозг учиться» обзором идей Татьяны Владимировны о гендерных различиях. Профессор сразу подчёркивает, что негативно относится к такого рода научным исследованиям. Кроме того, она сторонница традиционного жилищного строительства, а также негативно относится к феминизму. В этом свете профессор констатирует тот факт, что мозг мужчин и женщин различен. И при этом, по мнению профессора, женский мозг лучше приспособлен к жизни.

Иными словами, перед представительницами слабого пола стоит серьёзная задача – не поссориться с соседями, вовремя понять, кто враг, а кто друг. Их мозг должен хорошо работать с так называемыми зеркальными нейронами (это такие нервные клетки, благодаря которым мы можем понять, что думает и чувствует другой человек). Женщинам приходится постоянно находиться в меняющейся среде, осматривать опасный и угрожающий мир, тренировать свой мозг.

Представителей разного пола нужно учить по-разному, убеждена профессор. Внешние условия также имеют большое значение. Например, мальчикам следует находиться в более прохладной комнате, чем девочкам. Причина в том, что в тепле молодые люди быстрее засыпают и расслабляются, поэтому, начинают хуже воспринимать информацию. Также сильный пол нуждается в постоянной подпитке похвалами. Для девушек важнее личное отношение, комплименты.


Источник